Суббота, 25 ноября 2017

Мероприятия

Интервью прокурора Ленинградской области газете "ВЕСТИ"

РАБОТА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ ВЫХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

НаканунеМеждународного дня борьбы с коррупцией состоялась наша встреча с прокурором Ленинградской области Германом Штадлером

-Герман Владимирович, есть знаменательный повод еще раз поговорить о коррупции, а вернее о противодействии коррупционным проявлениям.

- Действительно, в этом году в десятый раз отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Если немного углубиться в историю появления этого дня, то стоит отметить, что объявлен он был ООН 9 декабря 2003 года, в день подписания Конвенции ООН против коррупции, а отмечается с 2004 года. В 2001 году в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции, и в настоящий момент ее участниками являются свыше 150 государств, в том числе Российская Федерация.

Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней. Он обязывает государства проводить политику противодействия коррупции, одобрить и принять соответствующие законы и учредить специальные органы для борьбы с этим явлением.

Сегодня уже не нужно проводить специальные исследования, чтобы утверждать, что коррупция подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества к власти и государственным органам. И кроме того, она способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Масштабы этого негативного явления таковы, что привостоять ему можно только единым фронтом на всех направлениях жизнедеятельности государства при наличии совершенной правовой базы и контроля со стороны общественных институтов.

- В нашей стране с этой «болезнью» борются различные федеральные структуры и правоохранительные органы, но принято считать, что основная задача по координации деятельности силовых структур в противодействии коррупции возложена на органы прокуратуры. Вы согласны с такой точкой зрения?

- Такая задача перед органами прокуратуры, действительно, поставлена Президентом РФ. И, наверное, это ни случайно. Прокуратура – это единственный орган, который обладает надзорными полномочиями за исполнением законодательства должностными лицами всех ветвей власти, иными словами - чиновниками всех уровней власти. И главное, прокуратура владеет установленными законом инструментами по принуждению должностных лиц к устранению и предотвращению нарушений в коррупционной сфере. Или же ставит перед следственными органами вопрос об уголовном преследовании за совершение коррупционных преступлений и поддерживает государственное обвинение при рассмотрении таких уголовных дел в судах. Всё это позволяет говорить, что органам прокуратуры отведена существенная роль в противодействии коррупции. Однако, вполне понятно, что наша работа невозможна без оперативно-розыскной деятельности органов полиции и федеральной безопасности, а также других оперативных служб. Значительная роль законодателем сегодня отведена и органам следствия при проведении предварительного расследования по делам данной категории. Как известно, коррупционные преступления относятся к наиболее сложным в процессе доказывания вины и классифицируются как наиболее общественно-опасные деяния. Именно поэтому только при активном взаимодействии всех правоохранительных органов, прокуратуры, государственных и общественных институтов возможно поставить надежный заслон коррупционным проявленим.

-И все-таки, какие проверки проводились органами прокуратуры Ленинградской области в текущем году, в том числе в отношении представителей власти? Есть ли какие-то положительные тенденции?

- Вот только несколько цифр, характеризующих эту сферу деятельности. Без них просто будет сложно понять весь объем антикоррупционной деятельности, которая сама по себе очень многогранна. Только за истекший период 2013 года органами прокуратуры выявлено около 3 тыс. различного рода нарушений в коррупционной сфере, в целях их устранения должностным лицам внесено более 650 представлений, по результатам их рассмотрения к установленной законом ответственности привлечено свыше 600 должностных лиц. В следственные органы направлено около 25 материалов прокурорских проверок, по которым уже возбуждены уголовные дела.

Из проверок, наиболее заслуживающих внимания, стоит отметить работу по пресечению коррупционных проявлений в органах власти, как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Так, например, по представлению прокуратуры области за неполноту сведений о доходах и имуществе, указанных в справках за 2012 год, привлечены к дисциплинарной ответственности руководители ФГБУ «Севзапрыбвод».

Проверками также установлены случаи предоставления неполных сведений об имеющемся недвижимом имуществе, участии в управлении коммерческими организациями должностными лицами федеральных структур, контролирующих органов, органов региональной власти.

Закончен ряд проверок по соблюдению требований закона при распоряжении бюджетными средствами должностными лицами правительства области. Так, за отсутствие контроля при исполнении условий договоров о предоставлении субсидий на поддержку предпринимателей, освобождена от должности председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области. В настоящее время расследуется уголовное дело о мошенничестве с бюджетными средствами, выделенными на поддержку предпринимателей, ущерб составил более 6 млн. рублей.

Благодаря своевременному вмешательству прокуратуры удалось предотвратить ущерб региональному бюджету и вернуть более 80 млн. рублей, выплаченных за невыполненные по государственным контрактам работы по распоряжению руководителей одного из комитетов правительства региона.

Помимо этого, мерами прокурорского реагирования пресечены факты незаконного участия целого ряда государственных служащих в коммерческой деятельности, занятия ими оплачиваемых должностей в хозяйствующих структурах. Все они также понесли установленную законом ответственность.

- Герман Владимирович, нашим читателям будет интересно узнать о нарушениях чиновников на местах, в администрациях поселений.

- В отношении чиновников органов местного самоуправления первого и второго уровня прокурорами проводятся проверки на постоянной основе. И объем вопросов в коррупционной сфере достаточно большой. Здесь и исполнение законодательства о муниципальной службе при приеме на работу, и соблюдение требований о запретах и ограничениях, установленных законом для муниципальных служащих, и проверка полноты и достоверности предоставленных сведений о доходах лиц и имуществе членов их семей. Огромную работу проводят прокуроры при проверке нормативных правовых актов на предмет наличия коорупциогенных факторов, которые в свою очередь, в случаи их принятия, могли бы создать различного рода препятствия для нормальной жизни и работы наших граждан. Только за истекший период при проведении антикоррупционной экспертизы прокурорами изучено более 6 тыс. нормативных правовых актов и около 5 тыс. их проектов, по результатам принесено около 660 протестов и в соответствии с законом уже приведено около 600 актов.

Ряд чиновников местного уровня расстались со своими должностями за нарушение установленных законом ограничений. Во Всеволожском районе по представлению прокурора прекращены полномочия главы муниципального образования «Дубровское городское поселение». В нарушение закона, являясь депутатом представительного органа местного самоуправления на постоянной основе, а также главой муниципального образования, он продолжал владеть долей в уставном капитале коммерческой организации и входил в состав ее учредителей.

За аналогичные нарушения по представлению прокурора комиссия по урегулированию конфликта интересов администрации муниципального образования «Колтушское сельское поселение» предложила сложить свои полномочия и уволиться главе администрации.

В настоящий момент закончилась проверка в отношении главы администрации города Луга. Прокуратура направила представление, указав допущенные им нарушения, и поставила вопрос о привлечении чиновника к ответственности в порядке, предусмотренным законом. Рассмотрение вопроса передано депутатами в комиссию по урегулированию конфликтов. Должен сказать, что работа на этом направлении органами прокуратуры Ленинградской области будет продолжена и в следующем году.

-Какое количество уголовных дел рассмотрено в судах. Были ли среди них «громкие» коррупционные дела?

- Всего судами области рассмотрено около 70 уголовных дел в указанной сфере в отношении целого ряда должностных лиц.

В настоящее время продолжается расследование уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Токсовское городское поселение Всеволожского района. Соучастник этого преступления уже осужден за посредничество во взяточничестве.

В Василеостровском районном суде Санкт–Петербурга продолжается слушание уголовного дела в отношении бывшего главы администрации Ломоносовского района Ленинградской области.

Глава администрации муниципального образования "Ропшинское сельское поселение" Ломоносовского района был задержан за получение взятки, а впоследствии арестован судом, по делу в настоящее время проводится предварительное расследование. Помимо этого, следственным управлением следственного комитета и следственной частью ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области расследуется целый ряд других значимых уголовных дел в отношении должностных лиц, в том числе по коррупционным составам преступлений.

- Герман Владимирович, а органы власти каким-либо образом помогают прокуратуре в противодействии коррупционным проявлениям в рядах чиновников?

Должен отметить, что благодаря конструктивному взаимодействию с органами региональной власти прокуратурой области был проведен ряд проверок в отношении представителей исполнительной власти, что позволило не только выявить, но и предотвратить существенные нарушения в наиболее важных сферах деятельности - бюджетной и финансово-экономической.

Сегодня ведется активная работа по вопросам предупреждения коррупционных проявлений среди государственных служащих. Аппарат правительства Ленинградской области постоянно осуществляет надлежащий ведомственный контроль через специально созданные комиссии, ревизионное управление, счетную палату. На протяжении всего 2013 года с участием специалистов указанных подразделений как на региональном уровне, так и в муниципалитетах был проведен ряд проверок в сфере противодействия коррупции и экономических нарушений. Основная часть результатов этих проверок в прокуратуру для принятия в отношении должностных лиц адекватных мер прокурорского реагирования была передана непосредственно губернатором региона.

Таким образом, по нашему мнению, в противостоянии коррупционным проявлениям мы сегодня выходим на новый уровень. В совместной работе с исполнительной властью субъекта формируется механизм самоочищения власти от коррупционных проявлений, и это именно та тенденция, которая сегодня крайне необходима нашему обществу и государству.

______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Интервью и.о.начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

9 декабря Международный день борьбы с коррупцией

Редакция ИА Леноблинформ встретилась с исполняющим обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ленинградской области старшим советником юстиции Алексеем Михайловичем Феоктистовым.

- Алексей Михайлович, расскажите, какими документами руководствуется прокуратура в своей работе по противодействию коррупционным проявлениям?

Все уже знают, что с принятием Конвенции ООН против коррупции, участниками которой является и Российская Федерация, законодательная база в указанной сфере значительно расширилась, а правоприменительная практика стала более разнообразной, а порой и противоречивой.

Для органов прокуратуры базовыми документами по реализации антикоррупционной конвенции стали федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции», а также ряд иных законов, принятых впоследствии для регулирования правоотношений в указанной сфере.

Помимо этого, в марте 2012 Указом Президента России утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, который предусматривает комплекс конкретных мероприятий по искоренению коррупционных проявлений во всех сферах государственного и муниципального управления, деятельности правоохранительной системы.

На своем уровне прокуратура области также составляет план противодействия коррупции, в который включены надзорные мероприятия, комплексные проверки с привлечением иных правоохранительных структур, меры профилактической работы совместно с органами исполнительной власти, общественными организациями и правозащитниками, а результаты такой работы обязательно доводятся до сведения жителей через средства массовой информации и сайт региональной прокуратуры.

- В последнее время в публикациях все чаще стало появляться словосочетание «конфликт интересов». Расскажите об этом понятии поподробнее?

Конфликт интересов – это одна из форм коррупционных проявлений в деятельности государственных или муниципальных служащих. На практике это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Надо отметить, что своевременное предотвращение подобных ситуаций является одной из важнейших задач. Нельзя позволить, чтобы чиновников, состоящих в родственных связях, связанных личной заинтересованностью, назначали на определенные должности в пределах одного ведомства или структуры.

Так, прокуратурой установлено, что распоряжением губернатора Ленинградской области на должность начальника Северо-Восточного отдела комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области назначена супруга арендатора охотничьих угодий на территории районов области.

При осуществлении контрольных и надзорных функций комитета в сфере охраны и использования объектов животного мира на территории районов вполне возможно возникновение ситуации взаимодействия, когда личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей.

Прокуратура области направила соответствующую информацию в правительство, в результате обязанности начальника отдела пересмотрены, из ее поднадзорности определенные объекты исключены.

Или вот другой пример, главой администрации одного из поселений неоднократно заключались хозяйственные договоры на выполнение работ. При этом его работодатели – глава муниципального образования и его заместитель, одновременно депутат - являлись учредителем и руководителем данной организации подрядчика. Таким образом, при участии сторон в хозяйственной деятельности по исполнению договоров, с учетом статуса субъектов правоотношений, имелся конфликт интересов. Заместителем прокурора области внесено представление, по результатам его рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

- Какие новеллы антикоррупционного законодательства уже получили успешное применение на практике?

Принцип неотвратимости наказания, в том числе и за коррупционные правонарушения должен работать в полном объеме. Виновный должен нести как уголовную, так и гражданско-правовую ответственность. Как видите, сегодня законодатель склоняется в сторону наказаний экономического характера. Законодательство совершенствуется, а правоприменительная практика развивается. Теперь возможно привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения не только физических, но и юридических лиц либо предпринимателей. Например, в текущем году к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 1 млн. рублей был привлечен индивидуальный предприниматель, который за прекращение проверки его торгового павильона предложил взятку сотруднику полиции в размере 25 тыс. рублей.

Уже второй год уголовными судами успешно применяются на практике в качестве наказания штрафные санкции в многократном размере от суммы самой взятки. Так, за 9 месяцев текущего года штраф в качестве вида наказания назначен 32 лицам, в качестве дополнительного наказания – еще 13 лицам. Всего судами области назначены наказания на общую сумму штрафов более 27 млн. рублей.

-Какие проверки в настоящее время проводит прокуратура и есть ли уже результаты?

Буквально только что по поручению прокуратуры области во всех районах и городах области закончены проверки соблюдения чиновниками запретов и ограничений, установленных для муниципальных служащих в администрациях первого и второго уровня, в том числе полнота и достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выявлены нарушения, связанные с предоставлением недостоверных сведений о доходах, наличии в собственности акций юридических лиц, не переданных в управление сторонним лицам либо непредставление указанных сведений, доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, сокрытие фактов приобретения недвижимости и обязательств неимущественного характера, а также участие в коммерческой деятельности.

Так, в одном из районов заместителем главы администрации поселения не переданы в доверительное управление акции ОАО «Ростелеком», вопрос о наличии конфликта интересов на комиссии по урегулированию конфликта интересов не рассматривался. В другом районе заместитель главы администрации в сведениях о доходах не указал доход, полученный от имеющихся в собственности ценных бумаг, не предоставил сведения о наличии у него дохода от сдачи в аренду нежилого помещения.

Только в одном Выборгском районе области по результатам проверки внесено 11 представлений об устранении нарушений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 20 должностных лиц.

Всего городскими и районными прокурорами внесено 60 представлений об устранении нарушений антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне, в настоящее время часть из них уже рассмотрена и к дисциплинарной ответственности привлечены порядка 30 должностных лиц.

-Скажите, прокуратура по-прежнему занимается проведением антикоррупционной экспертизы?

Безусловно, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов одна из основных мер профилактики коррупционных проявлений. Ведь начинать борьбу с коррупции надо с издания законных нормативных актов. В связи с этим правотворческая деятельность органов власти требует особого внимания со стороны прокуратуры. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов призвана выявлять факторы, позволяющие чиновникам извлекать для себя незаконные прибыли и привилегии, злоупотреблять полномочиями, нарушая права и интересы граждан и организаций, умаляя авторитет органов власти. К числу таких факторов относятся неточность формулировок, необоснованное расширение полномочий и вариантов разрешения обращений гражданина, сроков.

Только за истекший период прокурорами области изучено более 6 тыс. нормативных правовых актов и более 5 тыс. их проектов. Выявлено более 700 актов и более 200 проектов, содержащих коррупционные факторы. Наибольшее количество коррупционных факторов выявлено в актах, регламентирующих правоотношения, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прохождения государственной и муниципальной службы, о бюджете, государственной и муниципальной собственности. Например, Бокситогорской городской прокуратурой установлено наличие коррупционных факторов в нормативных правовых актах администраций Анисимовского сельского, Большедворского сельского, Ефимовского городского поселений, регулирующих порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. В результате по протестам прокурора исключены коррупционные факторы из 28 документов.

-Какие мероприятия планирует прокуратура в сфере противодействия коррупции в следующем году?

В наступающем 2014 году деятельность по противодействию коррупции останется для органов прокуратуры приоритетным направлением. Будут продолжены проверки в отношении должностных лиц органов региональной и муниципальной власти, федеральных структур в части достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств в сфере ЖКХ, государственных закупок и муниципальных заказов, будет продолжена работа по понуждению к возмещению ущерба от коррупционных преступлений, деятельность по координации правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, профилактические мероприятия совместно с общественностью и правозащитниками, органами власти и многое другое. Могу сказать точно, что работа прокуратуры на конкретном направлении будет носить комплексный подход, включая различные сферы жизнедеятельности государства и общества.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Интервью и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законодатеьства о противодействии коррупции Феоктистова А.М.

9 декабря Международный день борьбы с коррупцией

Редакция ИА Леноблинформ встретилась с исполняющим обязанности начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ленинградской области старшим советником юстиции Алексеем Михайловичем Феоктистовым.

- Алексей Михайлович, расскажите, какими документами руководствуется прокуратура в своей работе по противодействию коррупционным проявлениям?

Все уже знают, что с принятием Конвенции ООН против коррупции, участниками которой является и Российская Федерация, законодательная база в указанной сфере значительно расширилась, а правоприменительная практика стала более разнообразной, а порой и противоречивой.

Для органов прокуратуры базовыми документами по реализации антикоррупционной конвенции стали федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции», а также ряд иных законов, принятых впоследствии для регулирования правоотношений в указанной сфере.

Помимо этого, в марте 2012 Указом Президента России утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, который предусматривает комплекс конкретных мероприятий по искоренению коррупционных проявлений во всех сферах государственного и муниципального управления, деятельности правоохранительной системы.

На своем уровне прокуратура области также составляет план противодействия коррупции, в который включены надзорные мероприятия, комплексные проверки с привлечением иных правоохранительных структур, меры профилактической работы совместно с органами исполнительной власти, общественными организациями и правозащитниками, а результаты такой работы обязательно доводятся до сведения жителей через средства массовой информации и сайт региональной прокуратуры.

- В последнее время в публикациях все чаще стало появляться словосочетание «конфликт интересов». Расскажите об этом понятии поподробнее?

Конфликт интересов – это одна из форм коррупционных проявлений в деятельности государственных или муниципальных служащих. На практике это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Надо отметить, что своевременное предотвращение подобных ситуаций является одной из важнейших задач. Нельзя позволить, чтобы чиновников, состоящих в родственных связях, связанных личной заинтересованностью, назначали на определенные должности в пределах одного ведомства или структуры.

Так, прокуратурой установлено, что распоряжением губернатора Ленинградской области на должность начальника Северо-Восточного отдела комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области назначена супруга арендатора охотничьих угодий на территории районов области.

При осуществлении контрольных и надзорных функций комитета в сфере охраны и использования объектов животного мира на территории районов вполне возможно возникновение ситуации взаимодействия, когда личная заинтересованность может повлиять на объективное исполнение служебных обязанностей.

Прокуратура области направила соответствующую информацию в правительство, в результате обязанности начальника отдела пересмотрены, из ее поднадзорности определенные объекты исключены.

Или вот другой пример, главой администрации одного из поселений неоднократно заключались хозяйственные договоры на выполнение работ. При этом его работодатели – глава муниципального образования и его заместитель, одновременно депутат - являлись учредителем и руководителем данной организации подрядчика. Таким образом, при участии сторон в хозяйственной деятельности по исполнению договоров, с учетом статуса субъектов правоотношений, имелся конфликт интересов. Заместителем прокурора области внесено представление, по результатам его рассмотрения должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

- Какие новеллы антикоррупционного законодательства уже получили успешное применение на практике?

Принцип неотвратимости наказания, в том числе и за коррупционные правонарушения должен работать в полном объеме. Виновный должен нести как уголовную, так и гражданско-правовую ответственность. Как видите, сегодня законодатель склоняется в сторону наказаний кономического характера. Законодательство совершенствуется, а правоприменительная практика развивается. Теперь возможно привлечение к ответственности за коррупционные правонарушения не только физических, но и юридических лиц либо предпринимателей. Например, в текущем году к административной ответственности по ст.19.28 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 1 млн. рублей был привлечен индивидуальный предприниматель, который за прекращение проверки его торгового павильона предложил взятку сотруднику полиции в размере 25 тыс. рублей.

Уже второй год уголовными судами успешно применяются на практике в качестве наказания штрафные санкции в многократном размере от суммы самой взятки. Так, за 9 месяцев текущего года штраф в качестве вида наказания назначен 32 лицам, в качестве дополнительного наказания – еще 13 лицам. Всего судами области назначены наказания на общую сумму штрафов более 27 млн. рублей.

Какие проверки в настоящее время проводит прокуратура и есть ли уже результаты?

Буквально только что по поручению прокуратуры области во всех районах и городах области закончены проверки соблюдения чиновниками запретов и ограничений, установленных для муниципальных служащих в администрациях первого и второго уровня, в том числе полнота и достоверность сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выявлены нарушения, связанные с предоставлением недостоверных сведений о доходах, наличии в собственности акций юридических лиц, не переданных в управление сторонним лицам либо непредставление указанных сведений, доходов, полученных от сдачи в аренду недвижимости, сокрытие фактов приобретения недвижимости и обязательств неимущественного характера, а также участие в коммерческой деятельности.

Так, в одном из районов заместителем главы администрации поселения не переданы в доверительное управление акции ОАО «Ростелеком», вопрос о наличии конфликта интересов на комиссии по урегулированию конфликта интересов не рассматривался. В другом районе заместитель главы администрации в сведениях о доходах не указал доход, полученный от имеющихся в собственности ценных бумаг, не предоставил сведения о наличии у него дохода от сдачи в аренду нежилого помещения.

Только в одном Выборгском районе области по результатам проверки внесено 11 представлений об устранении нарушений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено свыше 20 должностных лиц.

Всего городскими и районными прокурорами внесено 60 представлений об устранении нарушений антикоррупционного законодательства на муниципальном уровне, в настоящее время часть из них уже рассмотрена и к дисциплинарной ответственности привлечены порядка 30 должностных лиц.

-Скажите, прокуратура по-прежнему занимается проведением антикоррупционной экспертизы?

Безусловно, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов одна из основных мер профилактики коррупционных проявлений. Ведь начинать борьбу с коррупции надо с издания законных нормативных актов. В связи с этим правотворческая деятельность органов власти требует особого внимания со стороны прокуратуры. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов призвана выявлять факторы, позволяющие чиновникам извлекать для себя незаконные прибыли и привилегии, злоупотреблять полномочиями, нарушая права и интересы граждан и организаций, умаляя авторитет органов власти. К числу таких факторов относятся неточность формулировок, необоснованное расширение полномочий и вариантов разрешения обращений гражданина, сроков.

Только за истекший период прокурорами области изучено более 6 тыс. нормативных правовых актов и более 5 тыс. их проектов. Выявлено более 700 актов и более 200 проектов, содержащих коррупционные факторы. Наибольшее количество коррупционных факторов выявлено в актах, регламентирующих правоотношения, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прохождения государственной и муниципальной службы, о бюджете, государственной и муниципальной собственности. Например, Бокситогорской городской прокуратурой установлено наличие коррупционных факторов в нормативных правовых актах администраций Анисимовского сельского, Большедворского сельского, Ефимовского городского поселений, регулирующих порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. В результате по протестам прокурора исключены коррупционные факторы из 28 документов.

-Какие мероприятия планирует прокуратура в сфере противодействия коррупции в следующем году?

В наступающем 2014 году деятельность по противодействию коррупции останется для органов прокуратуры приоритетным направлением. Будут продолжены проверки в отношении должностных лиц органов региональной и муниципальной власти, федеральных структур в части достоверности и полноты сведений о доходах и расходах, соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств в сфере ЖКХ, государственных закупок и муниципальных заказов, будет продолжена работа по понуждению к возмещению ущерба от коррупционных преступлений, деятельность по координации правоохранительных органов в борьбе с коррупцией, профилактические мероприятия совместно с общественностью и правозащитниками, органами власти и многое другое. Могу сказать точно, что работа прокуратуры на конкретном направлении будет носить комплексный подход, включая различные сферы жизнедеятельности государства и общества.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ленинградской области подвел итоги работы за июнь 2012 года

В июне 2012 года отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ленинградской области проверена деятельность комиссии по предупреждению и противодействию коррупции в Ленинградской области, а также Регламент, указанного органа, утвержденный решением Комиссии № 01 от 03.12.2008.

Установлено, что работа Комиссии осуществляется с нарушением требований федерального и антикоррупционного законодательства. Не исполняются обязательные требования по освещению деятельности комиссии и обеспечению доступа граждан к соответствующей информации. Имеются факты существенных нарушений при рассмотрении обращений граждан.

В настоящее время отделом проводится дополнительная проверка исполнения комиссией требований законодательства по своевременному внесению изменений в правовые акты, регламентирующие ее деятельность, в том числе полномочий руководителя. По результатам проверки будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования.

В ходе проверки регламента Комиссии установлено, что его отдельные положения противоречат федеральному законодательству и законодательству о противодействии коррупции и подлежат изменению. Прокуратурой подготовлен протест с требованием о привидении документа в соответствии с законодательством.

Отделом проведена проверка по обращению председателя Наблюдательного Совета ЗАО «Копорье» Власова А.П. о неправомерном ограничении прав юридического лица постановлениями судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Ленинградской области о запрете регистрационных действий.

Установлено, в рамках обеспечительных мер наложенный запрет судебного пристава-исполнителя на совершение регистрационных действий привел к невозможности провести государственную регистрацию любых, в том числе внутриорганизационных, изменений в правоустанавливающие документы, в том числе не влияющих на утрату либо изменение действующего статуса юридического лица и его ликвидацию, чем нарушает права общества. Внесено представление в адрес руководителя УФССП по Ленинградской области об устранении нарушений федерального законодательства.

Помимо этого, в июне 2012 года рассмотрено представление об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при проведении внеочередной аттестации сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В результате 10 сотрудников ГУ МВД России уволены, 2 привлечены к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Рассмотрено дело об административном правонарушении о нарушениях при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Заместитель председателя комитета по правопорядку и безопасности подвергнут штрафу в размере 30 тысяч рублей.

Сотрудниками отдела осуществлялись выезды в горрайпрокуратуры для проверки организации надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции и проведения антикоррупционной экспертизы.

В рамках надзора за оперативно-розыскной деятельностью в адрес начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области внесено 3 требования об устранении нарушений федерального законодательства.



По инициативе прокуратуры Ленинградской области проведена научно-практическая конференция, посвященная Международному дню борьбы с коррупцией

16 декабря 2011 в Санкт-Петербургском юридическом институте – филиале Академии Генеральной прокуратуры состоялась научно-практическая конференция на тему «Правовые и экономические аспекты противодействия коррупции в России».

В работе конференции приняли участие прокурор Ленинградской области Герман Штадлер, первый заместитель прокурора Ленинградской области, городские, районные прокуроры, руководитель следственного управления следственного комитета России по Ленинградской области, профессорско-преподавательский состав института, доктора и кандидаты юридических наук, слушатели курсов повышения квалификации работников прокуратуры, студенты, общественные объединения, в том числе представители Общественной палаты Ленинградской области.

Участники конференции обсудили вопросы государственной политики в области противодействия коррупции, роль государства и гражданского общества в борьбе с коррупцией, новое законодательство и правоприменительная практика с учетом положений международных конвенций, значение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проводимой органами прокуратуры и др.

Представители форума высоко оценили значение проведенного мероприятия, в ходе которого обменялись мнениями, опытом практической работы и методическими рекомендациями по совершенствованию деятельности по противодействию коррупции.



Накануне Международного дня борьбы с коррупцией, который отмечается ежегодно 9 декабря, корреспондент газеты «Вести» встретился с заместителем начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ленинградской области В.А. СТЕЛЯ

– Виктория Александровна, через несколько дней весь мир будет отмечать Международный день борьбы с коррупцией. Расскажите о достижениях прокуратуры Ленинградской области при осуществлении надзора на данном направлении.

-Многие государства мира считают коррупцию реальной угрозой безопасности и стабильности, экономическому процветанию и обеспечению правопорядка.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.
Она стала важным инструментом международного права для противодействия коррупции, «наносящей ущерб развитию стран и представляющей угрозу демократии и режиму правового государства».
Противодействие коррупции является предметом пристального внимания Президента Российской Федерации и Генеральной прокуратуры РФ.
В связи с чем Российской Федерацией принят ряд правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции: ратифицированы Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 г.
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции», внесены изменения в Федеральные законы, регулирующие прохождение государственной и муниципальной службы.
Для прокуратуры противодействие коррупции уже давно является одним из приоритетных направлений деятельности. Новизна подходов прокуроров к вопросам противодействия коррупции в настоящее время заключается не только в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений, но и в значительном внимании к их предупреждению и профилактике. Проверки в сфере исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции стали проводиться на постоянной основе.
В результате в 2011 году органами прокуратуры Ленинградской области выявлено свыше 11 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, что в три раза больше, чем в 2010 году.
Наибольшее количество нарушений выявлено, в первую очередь, в сфере соблюдения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и бюджетного законодательства.
Нарушения закона установлены в исполнительных и представительных органах местного самоуправления, в органах исполнительной власти Ленинградской области, в федеральных министерствах и ведомствах.
Прокурорами Ленинградской области внесено свыше 120 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 600 лиц. Десятки должностных лиц предостережены о недопустимости нарушений закона.
К дисциплинарной ответственности привлечены государственные служащие Правительства Ленинградской области, управления Росреестра, Роспотребнадзора, Росфиннадзора. Муниципальные служащие Волховского, Приозерского, Выборгского, Гатчинского и других районов.
Приоритетными направлениями остается выявление и пресечение преступлений коррупционной направленности, по противодействию нецелевому использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, в том числе выделяемых под реализацию социально значимых проектов; соблюдению законности в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В ходе прокурорских проверок устанавливаются факты заключения договоров на поставку товаров без проведения предусмотренных действующим законодательством процедур размещения заказов, включение в конкурсную и аукционную документацию, технические задания необоснованных требований, ограничивающих участие хозяйствующих субъектов в торгах, нарушения порядка информационного обеспечения процедур размещения заказов, несоответствие заключаемых государственных и муниципальных контрактов условиям извещений, отсутствие контроля за полнотой и качеством выполнения обязательств по государственным и муниципальным контрактам, неэффективное расходование бюджетных средств, лишают процедуру размещения заказов прозрачности, создают предпосылки для злоупотреблений.
По результатам проведенных надзорных мероприятий прокуратурой области и горрайпрокурорами в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд выявлены многочисленные нарушения.
В рамках исполнения законодательства о государственных и муниципальных закупках прокуратурой выявлены нарушения в действиях чиновников при организации деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Комитетом по транспорту заключены договоры с нарушением законодательства о конкуренции, что, в свою очередь, могло повлечь существенные нарушения жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области при пользовании общественным транспортом.
Заместителем прокурора области направлены исковое заявление в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании недействительными договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
Арбитражным судом заявления рассмотрены и требования прокурора удовлетворены.
Одной из мер по профилактике коррупционных правонарушений является проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, внесение предложений по совершенствованию и корректировке законодательства.
В 2011 году на предмет наличия коррупциогенных факторов изучено более 8 тысяч НПА и 6 тысяч проектов актов.
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы выявлено более 400 актов и 90 проектов, содержащих коррупциогенные факторы.
Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в актах, регламентирующих правоотношения, касающиеся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, прохождения государственной и муниципальной службы, государственной и муниципальной собственности, земельных правоотношений, бюджетного законодательства.
В основном, коррупциогенные факторы выявлены в нормативных правовых актах и проектах органов местного самоуправления.
Прокурорами принесено порядка 400 протестов, по результатам рассмотрения которых в настоящее время приведено в соответствие с федеральным законодательством более 90% актов.
Противодействие коррупции невозможно без слаженной, системной и качественной работы правоохранительных органов.
В 2011 году правоохранительными органами возбуждено, в том числе по результатам прокурорских проверок, более 100 уголовных дел, из них более 50 дел – по факту взяточничества.
Судами Ленинградской области в 2011 году рассмотрено свыше 50 уголовных дел этой категории в отношении 50 лиц. В том числе депутата Свердловского городского поселения за превышение служебных полномочий при распоряжении земельными участками с причинением ущерба 15 млн руб. По иску прокурора ущерб взыскан в пользу муниципального образования. К уголовной ответственности за превышение должностных полномочий привлечен глава муниципального образования Усть-Лужского сельского поселения.

– Какие меры, по вашему мнению, наиболее эффективны в противодействии коррупции?

– Наиболее эффективные меры по борьбе с коррупцией — это усиление контроля над деятельностью чиновников со стороны общества; совершенствование законодательной базы.

Привитие правовой культуры становится неотъемлемой частью работы органов прокуратуры и выделяется в отдельное самостоятельное направление в повседневной деятельности прокуроров.
Работа прокуратуры по противодействию коррупции активно освещается в средствах массовой информации, на Интернет-сайтах.

В прокуратуре области открыт специальный раздел «Борьба с коррупцией», где любой гражданин может оставить свое сообщение о ставших ему известных фактах коррупции, которые в обязательном порядке проверяются.
Прокуратурой области налажено деловое и конструктивное взаимодействие с общественными организациями, представляющими интересы предпринимателей. Организована работа общественных советов по защите интересов предпринимательского сообщества.



Представители прокуратуры Ленинградской области и общественные организации обсуждали вопросы противодействия коррупции за круглым столом

8 декабря 2011 года в рамках взаимодействия с институтами гражданского общества прокуратура Ленинградской области приняла участие в заседании круглого стола на тему «Роль и место институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией».

Представители Общественной палаты Ленинградской области, комиссии по развитию институтов гражданского общества, межрегиональной общественной организации «Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководство прокуратуры Ленинградской области, Ленинградского областного суда, представители Следственного Управления Следственного Комитета России по Ленинградской области, преподаватели и научные работники Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, Санкт-Петербургского юридического института филиала Академии Генеральной прокуратуры РФ, некоммерческих и общественных организаций, депутаты Законодательного Собрания Ленинградской области за круглым столом обсуждали формы участия и роль гражданского общества в процессах противодействия коррупции.

Заместитель прокурора Ленинградской области Панфилов П.Ф. в своем выступлении отметил такие важные составляющие в борьбе с коррупцией как свобода слова, независимые средства массовой информации и гражданское общество. Опираясь на приведенные статистические данные, он подчеркнул актуальность обсуждаемой проблемы и обратил внимание на изменения антикоррупционного законодательства Российской Федерации, что позволило органам прокуратуры осуществлять более эффективный надзор в указанной сфере. В текущем году прокуратурой Ленинградской области выявлено более 10 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, государственной и муниципальной службы. Внесено более 600 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 700 должностных лиц. Особое место занимают проверки по исполнению законодательства о проведении органами исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и требования по приведению их в соответствии с федеральным законодательством.

Закрывая заседание круглого стола, председатель Общественной палаты Ленинградской области Ю.В.Трусов выразил благодарность всем участникам мероприятия за активное участие в работе, отметил важность присутствия органов прокуратуры, следствия и суда и призвал всех к тесному сотрудничеству по обмену мнениями и рекомендациями в целях совершенствования комплекса мер, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями в обществе.



Газета "ВЕСТИ" статья КОРРУПЦИЯ ДОЛЖНА СТАТЬ НЕ ПРОСТО НЕЗАКОННОЙ, А НЕПРИЛИЧНОЙ

На эту тему в Международный день борьбы с коррупцией – 9 декабря – шел серьезный разговор в Санкт-Петербургском юридическом институте – филиале Академии Генпрокуратуры РФ. Научно-практическая конференция «Правовые и экономические аспекты противодействия коррупции в России» стала площадкой по обмену мнениями теоретиков и практиков по столь актуальной проблеме.

Сегодня уже никого не надо убеждать, что коррупция подрывает как материальные, так и моральные основы общества. Чтобы выработать наиболее эффективные пути борьбы с этим злом, в Лекционном зале института собрались те, кто имеет отношение к области права – горрайпрокуроры, сотрудники аппарата прокуратуры Ленинградской области, профессорско-преподавательский состав вуза, слушатели факультета повышения квалификации, студенты прокурорско-следственного факультета, а также представители ЛГУ им. А.С. Пушкина и Санкт-Петербургского университета МВД России.

Как подчеркнул прокурор Ленинградской области, государственный советник юстиции 2 класса Герман Штадлер, обмен опытом между прокурорскими работниками и научной общественностью по линии противодействия коррупции – одна из ступеней в этой непростой борьбе.

По словам прокурора, в Ленобласти достигнуты позитивные результаты в сфере прокурорского надзора, особенно в части исполнения принятого на уровне региона антикоррупционного законодательства. Прокуратура области оказывает максимальную помощь, в частности, по тотальной экспертизе всех нормативных правовых актов, как субъекта РФ, так и муниципалитетов.

«С нашей помощью исключены свыше 500 различных коррупциогенных факторов в нормативно-правовой базе региона, – уточнил Герман Штадлер. – Решаются вопросы по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц, которые не соблюдают антикоррупционное законодательство, превышают властные полномочия в корыстных целях».

Сегодня одна из главных задач прокуратуры, обозначенная Президентом РФ, – предотвращение коррупционных правонарушений. Практические работники ставят вопрос о наделении дополнительными полномочиями в этой сфере органов прокуратуры.
В 2010 году на территории России вскрыто более 40 тысяч коррупционных преступлений. В то же время работу осложняет незавершенность организационно-правовых мероприятий, не до конца реформированная система МВД.
Важная составляющая деятельности прокуратуры – надзор за экономическими правоотношениями, устранение неправомерных барьеров для бизнеса. Органы прокуратуры России в этом году пресекли 2/3 необоснованных проверок предпринимателей. По каждому второму обращению проверяющие органы получили отказ.

В Ленобласти, как и в целом по России, наиболее поражены коррупцией такие сферы, как земельные отношения, лесопользование (только за прошедший год бюджетная система СЗФО недополучила более 1 млрд рублей), бюджетные ассигнования, а также здравоохранение и образование.

Первый заместитель прокурора Ленобласти Николай Егоров в своем выступлении подчеркнул, что в России уровень коррупционных проявлений очень высок. Неслучайно первые шаги, предпринятые Президентом страны Дмитрием Медведевым, были связаны с введением соответствующих нормативных актов и возложением на прокуратуру ответственности за раскрытие коррупционных правонарушений. Однако еще не все статьи Конвенции ООН против коррупции ратифицированы Россией. В частности, статья о незаконном обогащении чиновников и должностных лиц, которые не способны четко объяснить происхождение свалившегося на них богатства. Кроме этого не был веден запрет на подарки чиновникам.

Николай Егоров обозначил три основные направления государственной политики в области противодействия коррупции: модернизация законодательства; меры по профилактике коррупции в экономической и социальной сферах, в частности, работа специальных комиссий; и, наконец, правовое просвещение, создание в обществе нетерпимой атмосферы по отношению к коррупционерам.

По данным соцопросов, четверть наших граждан не считает, что коррупция является ненормальным явлением. К сожалению, оно не получает со стороны населения соответствующей критической оценки.

Руководитель Следственного управления Следственного комитета РФ по Ленинградской области Владимир Лоскутов привел данные по расследованию таких уголовных дел. Так, в нынешнем году на территории области выявлено 179 коррупционных преступлений, возбуждено 119 уголовных дел, из них 85 материалов поступило от прокуроров. Это больше, чем в прошлом году, но все еще очень мало.

К уголовной ответственности привлекались, в основном, сотрудники органов внутренних дел, главы местных администраций, депутаты муниципальных образований, а также врачи за незаконную выдачу листов нетрудоспособности. Сложность выявления данных преступлений обусловлена отсутствием потерпевших, стремлением обеих сторон скрыть случившееся, специфичностью методов расследования, большим объемом документации.

Владимир Лоскутов отметил необходимость дальнейшего упрощения административных процедур при выявлении преступлений коррупционного свойства, введения дополнительного стимулирования для госслужащих, замещающих коррупциогенные должности, укрепления экспертной базы.

О новшествах в уголовном законодательстве о противодействии коррупции рассказала Марина Любавина – кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского юридического института. По ее словам, внесенные в нынешнем году изменения в Уголовный кодекс «не удается похвалить». Так, в статье 290 (получение взятки должностным лицом) изменен объем предмета преступления (взятки). В действующей редакции закона за рамками предмета взятки остались «работы имущественного характера». Много вопросов возникло и по новой норме Уголовного кодекса – ст. 290 (1) (посредничество во взяточничестве). Сейчас выходит, что только за обещание взятки можно «схлопотать» 7 лет лишения свободы, а за получение взятки – 5 лет. По мнению Марины Любавиной, наше внутреннее законодательство необходимо приводить в порядок.

Вадим Колесников – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой социально- экономических и гуманитарных дисциплин Санкт-Петербургского юридического института, считает, что если гражданское общество слепо и не проявляет своей позиции, законодатель принимает законы в интересах элит.

«Основная проблема состоит не в бытовой коррупции, а во взаимоотношениях бизнеса и власти, где крутятся огромные средства и капиталы», – отметил Вадим Колесников. Он напомнил слова Президента страны о том, что важным условием преодоления коррупции является наличие политической конкуренции, независимых судов, свободных СМИ. Без решения этих проблем коррупцию мы преодолеть не сможем. Есть еще один путь, весьма сомнительный, – движение к тоталитарному политическому режиму, но сегодня общество уже не позволит это сделать.

Кандидат юридических наук, профессор кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института Анна Скачкова напомнила собравшимся о значении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проводимой органами прокуратуры. По ее словам, такая экспертиза не в полной мере свойственна прокуратуре, но, тем не менее, снимать эту функцию нет необходимости.

Запоминающимся было выступление студента 3-го курса прокурорско-след-ственного факультета Санкт-Петербургского юридического института Конгара Кылан-оол. Он обратил внимание на сложность человеческой природы, которую наиболее ярко отобразил в своих произведениях Федор Достоевский. Что же касается законодательных актов, то, по словам Конгара, понятия «должностное лицо» и «предмет взятки» в международных конвенциях трактуются намного шире, чем в отечественном Уголовном кодексе. Есть над чем подумать нашим законодателям.

«У государства, пораженного коррупцией, нет перспектив, – уверен Конгар. – Мы не сможем полностью искоренить это зло, но его необходимо хотя бы уменьшить».

Прокурор Ленинградской области Герман Штадлер пожелал студенту быстрее закончить обучение и поступить на работу в органы прокуратуры.

Подводя итог научно-практической конференции, Герман Штадлер сказал, что по ее результатам будет подготовлена информация на имя Генерального прокурора России, в том числе с предложениями по совершенствованию законодательства. Материалы конференции будут опубликованы в специальных изданиях. «Мы затронули только верхушку огромного айсберга», – заметил он.

«Я думаю, что к нашим предложениям прислушаются, – выразил уверенность заместитель директора Санкт-Петербургского юридического института, государственный советник юстиции I класса Борис Салмаксов. – Мы в самом начале пути, но никто, кроме нас, повернуть общество к решению этих проблем не сможет».

Михаил КОЗЛОВ