Воскресенье, 22 октября 2017

Основания, порядок проведения проверок предпринимателей и обжалования их результатов

Основания, порядок проведения проверок предпринимателей и обжалования их результатов
  • Просмотров: 96
  • Разъяснения законодательства

Концепция защиты прав предпринимателей, реализуемая последние годы, в основе своей ориентирована, прежде всего, на обеспечение законности проверок хозяйствующих субъектов.

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) предусмотрено два основных вида проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится на основании и в соответствии с разработанными и утвержденными ежегодными планами.

Существует определенная, установленная законом, периодичность проведения проверок. По общему правилу плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). Вместе с тем, отдельными нормативными актами, в зависимости от вида осуществляемой деятельности, ее общественной значимости, может устанавливаться иная периодичность.

Перечень видов деятельности, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, определен Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (далее – Перечень). В него включена деятельность в сфере здравоохранения (например, оказание амбулаторно-поликлинической, скорой медицинской помощи и др.), в сфере образования (деятельность детских лагерей на время каникул и др.) и социальной сфере (предоставление социальных услуг с обеспечением проживания). Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют включенную в Перечень деятельность, могут проводиться два и более раза в три года. Конкретный период проведения плановой проверки по каждому из таких видов деятельности установлен Перечнем.

В процессе формирования ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прокурором исключаются незаконные и необоснованные проверки контролирующих органов, тем самым предотвращаются нарушения прав предпринимателей. Распространенными основаниями для исключения проверок из плана являются несоблюдение установленной периодичности проведения плановой проверки, отсутствие оснований для проведения проверки, включение в план проверок лиц, прекративших осуществление своей деятельности.

Утвержденный План проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей подлежит размещению на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации – www.genproc.gov.ru – в специальной вкладке «Сводный план проверок». Для того, чтобы определить, запланированы ли проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, достаточно заполнить информацию о проверяемом лице в одном из трех предложенных поисковой системой полей, указав, по выбору, ИНН, ОГРН или официальное наименование организации. Также поиск можно осуществить по месяцу проведения проверки и наименованию органа государственного контроля (надзора).

Внеплановая проверка, несмотря на идентичность цели проведения с плановой проверкой, имеет совершенно иные основания для ее проведения. Так, Законом № 294-ФЗ установлен перечень оснований для проведения внеплановой проверки, а именно: проверка выполнения внесенных ранее предписаний; проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечение безопасности государства, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поступление информации о фактах возникновение угрозы причинения либо причинению вреда; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); поручения Президента РФ, Правительства РФ; а также наличие требования прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

В определенных сферах деятельности применяются, в том числе иные основания для проведения внеплановых проверок, которые могут быть установлены только законами. Например, в сфере охраны труда такие основания установлены ст. 360 Трудового кодекса РФ, в сфере жилищных отношений – ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, и т.д.

Важно отметить, что прокурором согласовываются не все внеплановые проверки.

По общему правилу, согласованию подлежат внеплановые проверки, организованные по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ. Вместе с тем, отдельными законами могут устанавливаться иные случаи, когда проверка может быть проведена только после ее согласования с прокурором. Так, в соответствии с п. 7 ст. 71.1 Земельного кодекса РФ органом государственного земельного надзора должны согласовываться с прокурором внеплановые проверки в отношении объектов земельных отношений, организованные в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

От того, проводится плановая или внеплановая проверка, зависит порядок уведомления проверяемых лиц о ее проведении.

Так, при проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в обязательном порядке не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения внеплановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Однако, если речь идет о том, что в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, животным и т.д., предварительное уведомление не требуется, а в некоторых случаях – запрещено.

Каждая из указанных проверок (как плановая, так и внеплановая) может быть проведена в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Выбор конкретной формы проведения проверки должен быть обоснован органом контроля. Например, когда планируется проведение одновременно документарной и (или) выездной проверки, последняя проводится в случае, если при документарной проверке не представилось возможным оценить соответствие деятельности проверяемого лица закону без конкретного мероприятия по контролю, которое может быть проведено только по месту нахождения проверяемого лица и (или) месту фактического осуществления его деятельности.

Наибольшие «неудобства», связанные с отвлечением производственных ресурсов и пр., для предпринимателя доставляет выездная проверка, которая в соответствии с законом проводится по месту нахождения проверяемого лица и (или) фактического осуществления его деятельности. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами контролирующего органа проверяемому лицу, обязательного ознакомления проверяемого лица с распорядительным документом о проведении проверки, с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

В отличие от выездной, документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа. В ходе документарной проверки, в первую очередь, рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы. При этом Законом № 294-ФЗ установлена обязанность для контролирующих органов, проводящих документарную проверку, получать недостающие документы, сведения о проверяемом лице от иных органов контроля. Требовать же от юридических лиц, предпринимателей предоставления таких документов, которые могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия, запрещено.

Запрос проверяемому лицу о предоставлении документов в рамках документарной проверки может быть направлен только в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований закона.

Такой запрос должен быть в обязательном порядке мотивированным, он не должен содержать требования о нотариальном удостоверении истребуемых контролирующим органом копий документов, срок его исполнения для проверяемого лица не может быть установлен менее чем 10 дней со дня получения указанным лицом запроса.

Важное значение имеет соблюдение срока проведения проверки. Например, несоблюдение срока выездной проверки в отношении субъектов малого предпринимательства делает результаты указанной проверки недействительными (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ). Срок проведения проверок, в том числе в отношении малых предприятий и микропредприятий, установлен в ст. 13 Закона № 294-ФЗ.

Завершается проверка составлением органом контроля акта проверки по установленной форме в двух экземплярах, а в случае выявления нарушений, - внесением предписания и, при необходимости, применением предусмотренных законодательством, в частности КоАП РФ, мер ответственности.

Проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в контролирующий орган в письменной форме свои возражения с приложением, при необходимости, документов, подтверждающих их обоснованность.

Помимо плановых и внеплановых проверок, Законом № 294-ФЗ предусмотрено также проведение плановых (рейдовых) осмотров, которые проводятся уполномоченными должностными лицами органов контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

В случае, если при проведении планового (рейдового) мероприятия в деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя выявлено нарушение закона, то, помимо принятия к нарушителю соответствующих мер, лицо, проводившее плановый (рейдовый) осмотр, обязано в письменной форме довести до сведения соответствующего органа контроля (надзора) информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Аппарат прокуратуры области